В соответствии со ст. 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 12.2 Федерального закона «О противодействии коррупции» на работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (федеральные бюджетные учреждения и унитарные предприятия) распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами этих органов.
На основании ст. 12.4 Федерального закона «О противодействии коррупции» на указанных работников распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении государственных служащих Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» определен порядок распространения на указанных работников обязанностей, запретов и ограничений, согласно которому:
работник не вправе:
- принимать без письменного разрешения работодателя от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий);
- входить в состав органов управления и иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
- заниматься без письменного разрешения работодателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
работнику запрещается:
- получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), кроме случаев получения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками;
- осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства с работником организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому
работник обязан:
- уведомлять работодателя и органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему любых лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также указанную информацию в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;
- уведомлять работодателя и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме;
- передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов;
- уведомлять работодателя о получении работником подарка и в случае, если его стоимость превышает 3 тыс. рублей, передавать его в организацию с сохранением возможности выкупа.
Нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств установлены:
- перечни работников, на которых распространяются указанные запреты и ограничения;
- порядок представления данными работниками сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
- порядок уведомления работодателя о фактах обращения к работнику в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- порядок уведомления работодателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Помимо этого, на все без исключения организации распространяются требования ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающие:
- назначение лиц, ответственных за работу по исполнению антикоррупционного законодательства;
- разработку необходимых документов в сфере противодействия коррупции;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- проведение профилактических мероприятий и т.д.
Неисполнение указанных требований является основанием для привлечения виновных лиц к дисциплинарной, а в ряде случаев и к административной ответственности.
Действия бывшего государственного или муниципального служащего перед устройством на работу в организацию, в отношении которой он ранее осуществлял контрольные функции
Гражданину следует обратиться по месту своей предыдущей службы в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов с заявлением о получении согласия на замещение им должности в конкретной организации или на выполнение работ на условиях гражданско-правового договора.
Эта обязанность предусмотрена Федеральным законом «О противодействии коррупции», который запрещает бывшим государственным и муниципальным служащим в течение двух лет после увольнения со службы без согласия соответствующей Комиссии трудоустроиться либо выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, в отношении которых ранее он осуществлял контрольные функции.
По результатам рассмотрения такого заявления Комиссия обязана в течение одного рабочего дня направить гражданину письменное уведомление о принятом решении, а также сообщить ему о своем решении в устной форме (например, по телефону) в течение трех рабочих дней.
Комиссия вправе отказать в даче такого согласия. В этом случае решение должно быть мотивированным и может быть обжаловано в судебном порядке.
Правила, определяющие порядок сообщения о заключении гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ или услуг стоимостью более 100 000 рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В течение двух лет после увольнения государственного служащего его новый работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить о заключении с ним гражданско-правового договора по последнему месту службы. В сообщении, в частности, должны быть указаны срок, на который заключается договор, предмет этого договора с кратким описанием работы, а также стоимость работ.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем (уполномоченным лицом), подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).
За невыполнение этих требований статьей 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего) предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Административная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Борьба с коррупцией провозглашена Президентом Российской Федерации одним из главных направлений деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции».
Понятие «коррупция» включает в себя злоупотребление служебным положением или полномочиями, дачу и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды.
Указанные действия могут совершаться также от имени или в интересах юридического лица.
За совершение коррупционных правонарушений или создание условий для их совершения, Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусмотрена возможность применения к юридическим лицам мер ответственности (ст. 14).
Данная норма конкретизирована в статье 19.28 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица.
Под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимается незаконная передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
За совершение указанных действий юридическому лицу грозит штраф, размер которого зависит от суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ)
В случае совершения данных действий в крупном размере (в сумме свыше миллиона, но не более 20 млн. рублей) или особо крупном размере (в сумме свыше 20 млн. рублей) размер штрафа для юридических лиц возрастет и будет составлять не менее 20 и 100 миллионов рублей соответственно.
Исключительными полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, наделены органы прокуратуры Российской Федерации.
Круг лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять работодателю:
1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;
1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;
3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) лица, замещающие должности, указанные в п.п. 1.1. – 3.1.
Форма справки утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
Непредставление работодателю сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данной информации в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим освобождение от замещаемой должности, увольнение с государственной или муниципальной службы.
Представление указанных сведений в отношении родителей, братьев, сестер, совершеннолетних детей федеральным законодательством не предусмотрено.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера относятся к информации ограниченного доступа. Лица, виновные в их разглашении либо использовании в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем) может осуществляться проверка достоверности и полноты представленных сведений.
Порядок проведения проверки установлен Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».