
С учетом развития информационно-телекоммуникационных технологий развивается и преступность на указанном направлении, в связи с чем остро стоит вопрос противодействия обману и хищениям, совершаемым с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Выявлять применяемые преступниками способы таких хищений и эффективно противостоять им намного сложнее, чем обычным преступлениям, изменить эту ситуацию можно в том случае, если граждане при общении с неизвестными лицами будут проявлять повышенную бдительность, более ответственно подходить к вопросу сохранности своих сбережений.
Распространенный характер носят хищения, связанные с убеждением граждан оформить кредиты, а полученные средства перевести на «безопасные счета». Преступники, представляясь сотрудниками банка, а также представителями правоохранительных органов, ложно информируют граждан о попытках хищения с их счетов денежных средств или оформления от их имени кредитов, для предотвращения которых требуется самостоятельное получение кредита и перевод денежных средств на «безопасный счет». Дистанционные хищения также совершаются посредством размещения на открытых сайтах в сети «Интернет» заведомо ложных предложений об услугах и продаже товаров за денежное вознаграждение, которое в дальнейшем перечисляется на банковский счет виновного лица. Денежные средства неправомерно списываются со счетов потерпевших, когда в руки преступников попадают их мобильные телефоны с установленными банковскими сервисами. То же самое касается и банковских карт: похитителями совершаются покупки путем оплаты товаров бесконтактным способом, при наличии пароля доступа – деньги снимаются в банкоматах.
Преступники реализуют множество других способов и инструментов для завладения чужими деньгами: используют дубликаты SIM-карт потерпевших, рассылают в социальных сетях со взломанных страниц пользователей сообщения их знакомым с просьбами одолжить деньги и т.д. Активно применяются возможности «IP-телефонии». С использованием различных компьютерных программ и интернет-ресурсов формируются любые номера абонентов, в том числе выдаваемые за номера правоохранительных органов и кредитно-финансовых организаций.
При должной внимательности граждане могут распознать мошенников, так как практически все преступные схемы обладают характерными признаками:
- мошенники первыми выходят на контакт (поступает звонок, SMS-сообщение, электронное письмо и т.д.);
- они сообщают о возможной потере денежных средств, либо о выигрыше;
- запрашивают персональные данные (реквизиты банковских карт, коды-подтверждения) или просят установить что-либо по направляемым интернет-ссылкам для «защиты денежных средств»;
- действия мошенников всегда направлены на вызов сильных эмоций – напугать потерей денежных средств или обрадовать случайным выигрышем;
- всегда требуют принятия немедленных решений.
Важно помнить, что нельзя никогда и никому сообщать трёхзначный код на обратной стороне банковской карты (CVV), а также личные сведения, данные банковских карт и счетов, поступившие в SMS пароли, которые могут быть использованы злоумышленниками для неправомерных действий. Не следует переводить и передавать денежные средства незнакомым лицам, действующим под различными предлогами, в том числе по поручению или от имени родственников или знакомых.