С 1 марта 2022 года действуют несколько нововведений в сфере обращения с отходами, порядке лицензирования хозяйственной деятельности, экологических сборов.
Сфера обращения с отходами
Организации, образующие отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны действовать в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности (п. 4 ст. 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
С 1 марта 2022 года внесение данных в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором стало обязательным.
18 марта 2022 года Правительство внесло поправки в Правила разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности (Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 № 326). Это было необходимо, чтобы привести Правила в соответствие с Федеральным законом от 02.07.2021 № 356-ФЗ.
С 3 апреля 2022 года действуют предельные тарифы на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I-II классов опасности (Приказ ФАС России от 18.03.2022 № 220/22). До 31 декабря 2026 года для отходов производства и потребления они составляют:
I класс опасности — 222 907,36 руб. за тонну (без НДС),
II класс опасности — 62 468,26 руб. за тонну (без НДС).
Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 установлены требования при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности. Они обязательны как для юридических лиц и ИП, так для граждан, у которых появляются:
аккумуляторы, аккумуляторные батареи и отходы их электролитов;
минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства;
оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства;
отходы шин, покрышек, камер.
Причем юрлица и ИП в течение 11 месяцев со дня образования отходов из группы «Отходы электронного оборудования» должны передать их на обработку и утилизацию организациям, у которых есть соответствующая лицензия. Граждане имеют право передавать отходы электронного оборудования определенным категориям лиц.
Приказ вступил в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.
2 июля 2021 года вступили в силу уточненные требования к транспортировке отходов (Федеральный закон от 02.07.2021 № 356). Одно из положений обязывает размещать на транспортных средствах, контейнерах, цистернах специальные отличительные знаки, обозначающие класс опасности отходов. Образцы таких знаков и порядок их нанесения устанавливает Минтранс России. Эта норма вступила в силу 1 марта 2022 года.
Проверочные листы
Здесь тоже небольшие изменения:
актуализирована форма проверочного листа, применяемого в рамках федерального государственного экологического контроля (Приказ Росприроднадзора от 22.02.2022 № 115).
утверждена форма проверочного листа, используемого для федерального государственного геологического контроля (Приказ Росприроднадзора от 24.02.2022 № 116).
Ответы на контрольные вопросы свидетельствуют, соблюдает или не соблюдает контролируемое лицо обязательные требования.
Лицензирование
Обновлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (Постановление Правительства РФ от 28.02.2022 № 271):
установлен порядок оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям;
определены сроки принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении;
уточнен перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату;
предусмотрен порядок подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
В качестве меры поддержки граждан и экономики в условиях санкций Правительство продлило срок действия лицензий и других видов разрешительных документов автоматически на 12 месяцев, а для их получения или переоформления предусмотрен упрощенный порядок (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353).
К списку разрешений, сроки действия которых истекают в период с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года, в том числе отнесены:
разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
лицензии на водопользование.
Экологические сборы
Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 274 на 2022 год установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В 2022 году применяются:
ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год, с использованием дополнительного коэффициента 1,19;
ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, — 67,12 рубля за тонну.
Утилизационные сборы
Для обеспечения стабильной деятельности производителей автомобильной техники в условиях сложившейся экономической ситуации и санкций продлен срок уплаты утилизационного сбора за I–III кварталы 2022 года. Перенос сроков коснется предприятий, где трудится не менее 5 000 человек, и их дочерних компаний (Постановление Правительства РФ от 04.03.2022 № 287).
До 20 декабря 2022 года надо уплатить утилизационный сбор:
за I-III кварталы 2022 года;
за IV квартал 2021 года и за I-III кварталы 2022 года, если в отношении предприятий отрасли введены иностранные санкции.
Аналогичная мера о продлении сроков уплаты и утилизационного сбора действует и для отечественных производителей сельхозтехники, строительно-дорожной и коммунальной техники, а также прицепов к ней (Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 года № 521). Сбор за I–III кварталы 2022 года можно будет уплатить до 23 декабря 2022 года.
Отсрочка касается крупнейших предприятий отрасли. Она должна помочь снизить остроту дефицита оборотных средств и избежать просрочки выплаты заработной платы сотрудникам.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в воздух
С 1 марта вступили в силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов не только от стационарных, но и от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. Актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871).
Теперь передвижные источники нужно включать в отчет об инвентаризации. К ним относится автотранспорт, строительная, сельскохозяйственная и другая техника, самолеты, железнодорожный транспорт, водные суда.
Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях где ведутся работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка.
Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС:
не ведется промышленное производство;
эксплуатируются исключительно легковые автомобили,
эксплуатируются автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день
эксплуатируются грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.
Комплексное экологическое разрешение
С 1 марта 2022 года заявку на получение комплексного экологического разрешения нужно подавать по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780. Также Приказ обновил и форму самого комплексного экологического разрешения (КЭР).
Предприятиям, которые получили КЭР до 1 сентября 2022 года, на два года продлен срок создания систем автоматического контроля (Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ).
Сдвигается и срок, до которого должны быть поданы заявки на комплексное экологическое разрешение — с 31 декабря 2022 года на 31 декабря 2024 года. Это касается объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и относятся к I категории. Объектов, чей вклад в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60 %.
Санитарно-защитные зоны
Правительство внесло поправки в порядок принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон (Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 № 286).
Теперь указанные решения принимает Роспотребнадзор или его территориальные органы после рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Роспотребнадзор определяет виды объектов, решения по которым могут принимать регионы.